Click on the slide!

Учим курдский язык

Видеоучебник

Предлагаем вашему вниманию подборку видео уроков курдского языка

Подробнее...
Click on the slide!

Генерал Барзани

Биография

Предлагаем вашему вниманию биографию великого курдского политического деятеля Мустафы Барзани

Подробнее...
Click on the slide!

Фотогалерея

Курды и Курдистан

Предлагаем вашему внимаю серию авторских фотографий, сделанных в Курдистане в 2006-2010 гг.

Подробнее...
Click on the slide!

Буквари

курдского языка

Для обучения ребенка чтению и правописанию на курдском языке вам понадобятся буквари, которые вы можете загрузить на нашем сайте.

Подробнее...
Click on the slide!

Словари

курдского языка

Предлагаем вашему вниманию академические словари курдского языка: русско-курдский и курдско-русский, которые вы сможете загрузить на ваш ПК и использовать

Подробнее...
Click on the slide!

Сказки

курдского народа

Предлагаем вашему вниманию подборку курдских народных сказок. Курдские сказки отличаются оригинальностью сюжета, поучительностью и свободолюбием

Подробнее...
Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks

Фольклорная версия №4

Было не было, господь-бог был, сомнений в том не было. Был у него пророк. Звали того пророка Ягуб. Да продлит бог вашу жизнь — истек срок, жена Ягуба-пророка умерла. Семь сыновей у него осталось.
Год прошел — Ягуб-пророк привел себе жену. Жена эта сыновей Ягуба-пророка как своих сыновей любила. Девять месяцев, девять часов, девять минут прошло — еще один сын у Ягуба-пророка на свет появился. Назвали этого сына Усыфом.
В сказке время быстро проходит, годы прошли, Усыф вырос. Так был он красив, что солнцу говорил: "Ты не всходи — я выйду!" — и луне говорил: "Ты не всходи — я выйду!" Ягуб-пророк из всех своих сыновей Усыфа больше других любил. Отвел Ягуб-пророк Усыфа к мулле, всем наукам, сколько их было, Усыфа обучили.
Однажды сыновья пророка Ягуба у отца своего разрешение попросили на охоту отправиться. Отец разрешил им. Старший сын сказал: "Отец мой, позволь, мы и Усыфа на охоту возьмем". Сперва отец не согласился, потом, когда все сыновья стали просить пророка, он согласился. Все восемь братьев отправились охотиться в далекое место. Братья Усыфа стали говорить между собой: "Отец наш Усыфа больше нас любит. Не осталось у отца нашего любви к нам. Давайте убьем Усыфа, рубашку его кровью обрызгаем, отнесем, дадим отцу, скажем: "Усыф устал, мы его усадили в укромное место, а сами охотиться ушли. Потом, когда вернулись, увидели, что Усыфа волки съели". Если мы так не сделаем — плохо нам будет!". Сказали они младшему брату: "Когда Усыф уснет, пойди и убей его". Младший брат сказал: "Правда, мать Усыфа нам — не родная мать, но все мы — от одного отца. Не поднимается у меня рука Усыфа убить". Тогда все пять братьев решили бросить его в глубокий колодец.
Отправились они на поиски; нашли колодец в сорок метров глубиной. Подошли к тому колодцу и бросили в него Усыфа. Принесли большой камень, завалили колодец сверху. Потом пошли, подбили птицу, кровью ее обагрили рубашку Усыфа, отнесли, отдали отцу. Сказали они отцу своему: "Отец, здрав будь! Усыф устал, мы костер развели, Усыф возле костра сел. Мы ушли охотиться. Потом сон одолел Усыфа, он уснул. Вернулись мы — а Усыфа волки съели. Вот его рубашка".
Сломила эта весть пророка Ягуба. Каждый день он плакал, каждый день думал об Усыфе, он столько плакал, что на оба глаза ослеп. Пусть Ягуб-пророк свою долю оплакивает, а мы посмотрим, что стало с Усыфом.
В то время, когда братья Усыфа по злобе его в колодец бросили, в колодце воды мало было. Упал, Усыф на дно колодца, сознание потерял. Я не знаю — господь-бог знает: много ли, мало времени прошло, через некоторое время Усыф пришел в себя. Видит, он — в колодце. Четыре ли, пять дней Усыф в колодце оставался, о том не ведаю. С каждым днем ему все хуже становилось. От голода Усыфу совсем плохо стало. Пусть Усыф в колодце сидит, а мы вам о караване расскажем.
Был богатый купец. Купец этот часто ездил в Мысыр, покупал там драгоценные вещи, а потом у себя за дорогую цену продавал. Купец этот проезжал по той дороге, где был колодец, в который бросили Усыфа. Купца и товарищей его жажда одолела. Много ли, мало ли искали они, увидели колодец, на нем — большой камень. Сняли они тот камень, потом большую посудину к веревке привязали, веревку в колодец опустили. А мы знаем, что в колодце Усыф был. Видит Усыф — какой-то предмет вниз спускается. Посмотрел — а это веревка. Усыф веревкой обвязался. . Купец и его товарищи веревку кверху потянули. Смотрят — человек к веревке привязан. Сначала хотели они веревку обрезать, потому что испугались. А потом сказали: "Он ведь один, а нас сорок, что он нам сделает?". Веревку стали тянуть, вытащили Усыфа из колодца. Купец сначала осмотрел голову Усыфа, видит, что на голове и в карманах — нет ничего. Сказал купец: "Этот человек нам не нужен, его убить надо". Видит Усыф — убьют его, сказал он: "Прошу, не убивайте меня, отвезите меня на базар в Мысыр, продайте там". Видит купец — хорошая мысль. Взяли с собой Усыфа, повезли.
Словно ветер по горам, словно стремительный поток по ущельям, неслись они к городу Мысыру. Купец Усыфа дал одному из своих людей, сказал: "Пойди продай". Трое-четверо людей из каравана отвезли Усыфа на базар. Много народу собралось около Усыфа. Говорили: "Наверное, хозяин его разума лишился, разве таких красивых юношей продают?". Пусть Усыф на базаре побудет, а мы теперь расскажем вам о падишахе Мысыра.
В городе Мысыре был жестокий падишах. Жену его звали Зулейха. Когда гурии и ангелы Зулейху видели — поспешно прятались. Если Зулейха даже ночью выходила, то всюду, где бы она ни появлялась, наступало веселье. Говорили, что сердце Зулейхи не принадлежало падишаху, ее силой отдали за падишаха.
Именно в то время Усыфа на базар привезли, Зулейха двух служанок на базар послала. Когда обе служанки Усыфа увидели, у обеих исчез из головы разум. Поспешно побежали, сказали Зулейхе: "Да сожжет бог дом твой! На базаре человека продают! На всем свете другого такого прекрасного нет!". Зулейха переоделась в другое платье, набросила на себя покрывало, отправилась на базар. Когда увидела она Усыфа, сказала себе: "Я еще нигде такого прекрасного, как Усыф, не видела".
Зулейха пришла к своему мужу, сказала: "Нам раб нужен, говорят, что сейчас на базаре продают раба. Дай денег, я пошлю на базар, пусть купят раба". Дал падишах денег, Зулейха служанку послала на базар, велела ей: "Сколько бы денег ни запросили, отдай! Усыфа купи, приведи!".
Та служанка Усыфа купила, домой привела. Зулейха хорошую должность и легкую работу Усыфу поручила. Часто звала она Усыфа к себе. Но Усыф ни разу головы не поднял. Не хотел глядеть он в лицо Зулейхе. Иной раз Зулейха, одев на себя какое-нибудь ценное украшение, сама шла к Усыфу. Но как только тот слышал, что жена падишаха что-то говорит ему, сразу принимался за работу. Что сказать мне вам? Как ни просила Зулейха, Усыф ни разу ей в лицо не взглянул.
Когда Зулейха увидела, что Усыф никакого к ней не проявляет внимания, тяжелую работу ему поручила. Но как ни тяжела была работа Усыфа, он ничего не говорил, усердно работал. Зулейха хотела с мужем своим развестись, она хотела от мужа разводное письмо получить, а потом к Усыфу уйти. Когда Зулейха увидела, что Усыф на нее внимания не обращает, она сказала себе: "Припугну-ка я его!". Приказала Зулейха — Усыфа в темницу бросили. Пусть Усыф в темнице пребывает, а мы вам расскажем, что случилось с падишахом.
Ночью падишаху сон приснился. Увидев этот сон, он проснулся, испугался, не смог больше! уснуть. Утром падишах встал, позвал своих везирей и векилей. Сказал он: "Вот какой сон видел я сегодня: видел я, что я ем. И тут упала на землю длинная палица. Палица эта не руки отрубила, не дала мне возможности хлеб съесть. Потом появился мой кинжал и отсек мне голову. От боли, причиненной, кинжалом, я проснулся. Что означает этот сон?". Все, кто сидел вокруг падишаха посмотрели друг на друга. Никто не сумел ответить падишаху. Спросил падишах у старшего везира: "Почему ты ничего не говоришь?". Отвечал везир: "Падишах! О кибла вселенной, да стану я твоей жертвой, здрав будь! Что такое сон! Что ты боишься его?!". Но падишах не успокоился. Сказал падишах: "Подите позовите старого везира моего отца!".
Привели того везира. Падишах свой сон подробно везиру отца своего рассказал. Везир отца падишаха сказал: "О кибла вселенной! Не бойся, но я должен сказать тебе правду. — большая беда постигнет тебя. Вот что означает сон твой: та палица, которая руки тебе отрубила в то время, когда ты ел, означает, что голод наступит в стране твоей. Уже начиная с нынешнего дня должен ты наполнять амбары хлебом. Пошли своих людей, пусть поедут, из других стран хлеб скупят. Одним словом, все хранилища должен ты хлебом заполнить. А кинжал, который голову тебе отсек, означает, что если ты плохо о народе своем позаботишься и в голодное время не дашь людям хлеба, то они убьют тебя. Всегда помни, что меч в твоих руках — это твой народ. Моя жизнь уже прошла, ты же действуй мечом справедливо — не притесняй народ свой. Вот тебе мое наставление, не забывай его никогда!".
Старый везир кончил свою речь. Падишах не послушался "старого везира! "Да, — сказал он. Видно, совсем состарился везир, потерял разум". Сказал он : "Убирайся вон отсюда!". А старший везир сильно не любил старика. Сказал он падишаху: "В стране у тебя хлеба много? Просто старик-везир был врагом твоему отцу, а теперь хочет нар против тебя поднять". Тогда падишах в гневе позвал: "Палач!".
Сразу два палача явились. Велел падишах: "Скорей старика отведите, голову ему отрубите!". Старик ничего не сказал, усмехнулся. Падишах сказал ему: "Вот уже скоро убьют тебя, что же ты смеешься?" Старый везир ответил: "Я над тобой смеюсь. Был один падишах, он лошадь свою убил, так и ты меня убить хочешь!". Спросил падишах: "Почему же тот падишах свою лошадь убил?". Старый везир сказал: "Однажды падишах на охоту едет. Сильная жажда томит его. Видит он воду, наполняет свою кружку, собирается напиться. Лошадь падишаха головой ударяет, кружка на землю падает. В другой раз падишах кружку наполняет. Ив этот раз лошадь головой по кружке ударяет. В гневе падишах кинжал свой выхватывает, лошадь на куски разрубает. Потом падишах опять захотел кружку наполнить, воды, напиться, видит: у истоков воды змея лежит и яд свой в воду пускает. Тогда падишах понял, почему лошадь не давала ему выпить той воды. Горько оплакивал падишах гибель своего коня, крепко раскаивался в своем поступке!".
Разумные олова старого везира не усмирили гнев падишаха. Палачи увели старика и убили. Немного времени прошло, как великий голод настал в стране падишаха. Голод был такой лютый, что человек человека ел. Без меры, без числа народу умерло от голода. Народ дошел до крайности. Стал народ отовсюду сходиться, чтобы дворец падишаха разрушить. Вытащили падишаха на мейдан. Один человек подошел, принес кинжал падишаха, голову падишаху отсек. "Таким образом, все, что старый везир говорил — оправдалось.
Зулейха не оказалась такой же глупой, как ее муж. Она много хлеба в амбары сложила. Тайком от мужа раздавала она хлеб беднякам. Поэтому, когда мужа ее убили, то Зулейху не тронули. Зулейха вскоре стала падишахом. Потом ока Усыфа из темницы освободила и сердце свое ему открыла. Усыф согласился жениться на ней. Зулейха венец падишахский со своей головы сняла, на голову Усыфа надела. Стал Усыф падишахом. Ни одного человека не допустил он с голоду умереть.
Настал голод и в стране Ягуба-пророка. Ягуб-пророк ослеп. Услышал он, что в городе Мысы-ре нет голода. Послал он караван в город Мысыр. Усыф узнал братьев, но не открывается им. Люди Усыфа-падишаха братьям хлеб продавать стали. Усыф тайком положил чашу к ним в мешок.
Когда караван подходил уже к родным местам, Ягуб-пророк сказал: "Запах Усыфа доносится до меня". Вывшие возле него сказали: "Наверное, он помешался! Усыф ведь давно умер!". "В это время караван подошел, груз снимать стали. Ягуб-пророк поспешно подошел к тому мешку, в котором чаша была. Сказал Ягуб-пророк: "Запах Усыфа моего из этого мешка доносится". Ягуб-пророк раскрыл мешок, вынул чашу, поцеловал. Сказал он, что запах Усыфа от чаши исходит. Сколько ни упрашивали его, никому он ту чашу не отдал, к себе домой унес ее.
Прошло некоторое время. Ягуб-пророк всех семерых сыновей своих позвал, сказал им: "Теперь отправляйтесь в Мысыр, хлеба там купите, привезите". И вот большой караван во главе с семью братьями в Мысыр двинулся.
Сказали Усыфу, что большой караван пришел. Всех семерых братьев Усыф узнал. Позвал он их в гости, но не открылся им. Братья его не узнали Усыфа. На стол поставили все лучшие яства, какие только были на свете! Все семеро братьев досыта поели, легли спать. Утром встали — грузы их готовы. В этот раз Усыф тайно свою рубашку в мешок положил.
Караван еще не приблизился к дому, как Ягуб-пророк стал говорить: "Усыф мой едет". А Усыф переоделся в платье слуги и ехал позади каравана своих братьев. Караван стал разгружаться. Усыф пока сзади оставался. Ягуб-пророк, "обо всем догадавшись, поспешно подошел к тому мешку, в котором была рубашка Усыфа. Со слезами "Ягуб-пророк говорил: "Усыф мой — в этом мешке". Ягуб-пророк сам мешок поспешно раскрыл, рубашку вынул, поцеловал, приложил к груди, потом провел по глазам. Оба глаза его прозрели. В это время подъехали и те, что позади каравана ехали, и Усыф приехал. Ягуб-пророк Усыфа своего узнал. Обнял он его за шею руками, целый час не выпускал. Старшие братья узнали Усыфа. Словно могильные камни, на месте они застыли. Боялись они, что Усыф убъет их. Но этого не случилось. Усыф простил вину братьям.
Каждому из своих братьев он дал работу у себя. И Ягуб-пророк с Усыфом остался.
Хорошо зажили они. И вы в достатке и веселье живите! Три яблока с неба на землю упали. Одно — я сам взял, другое — дайте мне вы, а третье — дайте тому, кто поведал этот рассказ.

 
Рекомендуем

Курдская сказка:

У одного шейха было много баранов. Пас их пастух. А у пастуха жена была красавица. Увидел как-то шейх жену пастуха и влюбился без памяти. Решил он любым путем добиться ее. Пришел он как-то к ней в гости, когда хозяина дома не было.
Читать продолжение...
Известные курды

Махмуд Барзанджи

Махмуд Барзанджи

1881 — 1956

Король Курдистана

⠫ ᠩ⮢